М.И. Пыков: «Каждая ситуация, касающаяся здоровья ребенка, требует внимательного подхода, и ультразвук в этом процессе незаменим»

М.И. Пыков: «Каждая ситуация, касающаяся здоровья ребенка, требует внимательного подхода, и ультразвук в этом процессе незаменим»

В преддверии конференции по медицинской визуализации «Онлайн-диагностика 25» председатель секции «Ультразвуковая диагностика в педиатрии: актуальные вопросы» Михаил Иванович Пыков, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой лучевой диагностики детского возраста ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России рассказал, почему важно обучать врачей новым методам и подходам в диагностике.

Ваша секция посвящена актуальным вопросам ультразвуковой диагностики в педиатрии. Какие, по вашему мнению, наиболее важные аспекты этой области требуют особого внимания на сегодняшний день?

Ультразвуковая диагностика в последнее время стала основным видом диагностического исследования в педиатрии благодаря своей безвредности и доступности. За последние 30 лет она преобразилась настолько, что можно назвать её гигантом в лучшем смысле этого слова, поскольку теперь с помощью ультразвука мы можем исследовать любые органы и системы, которые ранее считались недоступными.

Каждая ситуация, касающаяся здоровья ребенка и требующая возможности провести ультразвуковое исследование, предоставляет врачу обширную информацию о состоянии органов и систем — и это является значительным достижением.

На сессии мы будем рассматривать неонатальное ультразвуковое исследование — на сегодняшний день оно наиболее востребованное, так как количество рождаемости велико и различно. Поэтому необходимо осматривать ребенка сразу после рождения. Стоит также отметить, что существует пренатальная ультразвуковая диагностика, которая позволяет выявлять множество состояний, а то, что не было обнаружено, требует дальнейшего наблюдения, лечения и корректировки.

Ранее у нас не было возможности проводить такие исследования, что приводило к печальным последствиям. Теперь эта возможность у нас есть, и выделить конкретно какое-то серьезное состояние становится не очень сложно. У нас будут лекции с очень интересными клиническими примерами по «острому» животу, проблемами с сердцем.

Врачи, занимающиеся диагностикой, должны быть универсалами, поскольку в крупных больницах им необходимо анализировать различные области: хирургию, педиатрию, инфекционные болезни, гепатологию, гастроэнтерологию и нефрологию. Ведущие специалисты, обладающие глубокими знаниями в своих областях, поделятся опытом, все это будет очень полезно для слушателей.

Как Вы видите будущее ультразвуковой диагностики в педиатрии? Какие инновации или технологии могут значительно изменить подход к диагностике в этой области?

Ультразвуковая диагностика является субъективным методом исследования. Специалисты стремятся формализовать этот процесс, разрабатывать методики и определять положения датчика, однако, в отличие от рентгенографии, внедрение искусственного интеллекта в ультразвук пока невозможно. Это связано с тем, что для получения одинакового изображения у разных детей датчик может располагаться под различными углами. У кого-то он будет установлен под одним углом, у кого-то — под другим, а у некоторых детей датчик просто не может обеспечить нужные частоты.

Тем не менее, прогресс в ультразвуковой диагностике продолжается, и мы наблюдаем улучшение мощностей аппаратов и появление высокочастотных датчиков, которые обеспечивают высокое разрешение изображений у старших детей. Важно также готовить врачей к самостоятельной работе, чтобы они могли эффективно применять полученные знания на практике.

Ультразвук, повторюсь, — это субъективное исследование. На наших курсах мы индивидуально обучаем врачей, показывая, как правильно проводить исследование. Некоторые выпускники, получившие дипломы, не могут работать, так как не имели практического опыта. Поэтому они вынуждены повторно проходить обучение, чтобы освоить нюансы, такие как правильная установка датчика и визуализация печени у ребенка, которая у новорожденных видна сразу, а у старших детей требует большего времени и усилий.

Существуют множество нюансов, которые необходимо изучить, чтобы работать грамотно и эффективно, не достаточно просто установить датчик, чтобы получить диагноз — это заблуждение.

Какой совет Вы могли бы дать молодым специалистам, работающим в области педиатрической ультразвуковой диагностики? Какие навыки и знания наиболее важны для них?

Медицина — это, прежде всего, опыт. Важнейшим аспектом работы медицинского специалиста является постоянное самообразование. В настоящее время доступно множество статей и журналов, а благодаря интернету можно легко найти и перевести информацию на разные языки — английский, немецкий, французский, китайский и многие другие. Однако, чтобы оставаться на плаву, необходимо активно заниматься обучением и развитием, а не лениться.

Сейчас существует множество семинаров и вебинаров, которые позволяют получать образовательные баллы и знакомиться с опытом выдающихся специалистов. Однако важно, чтобы эти мероприятия проводили действительно квалифицированные педагоги и врачи. К сожалению, на практике встречаются случаи, когда люди с небольшим опытом работы начинают консультировать в телеграм-каналах, что может привести к распространению недостоверной информации. В таких ситуациях лучше ориентироваться на официальные каналы, где работают профессионалы, делящиеся своим опытом и знаниями.

Как педагог с 45-летним стажем, я могу утверждать, что педагогика играет важную роль в медицине, особенно в области ультразвуковой диагностики. Здесь требуется особая осторожность и внимание, чтобы обеспечить качественное обучение и защитить пациентов от потенциально опасных советов.

Какие Ваши ожидания от конференции?

Здесь действительно столько всего интересного! У нас сложилась хорошая атмосфера вокруг этой конференции, и многие участники с нетерпением ждут её начала. Программа обещает быть потрясающей: всегда есть «вкусненькое», как говорится, — приятные и полезные темы. Выступят отличные лекторы, которые представят замечательные доклады.

Я уверен, что это станет настоящим праздником ультразвука! Ожидаю, что участники смогут не только послушать, но и впитать много полезной информации от умных и грамотных педагогов и врачей с большим опытом. Даже те, кто пока не имеет очень большого опыта, подготовили глубокие исследования по важным вопросам, которые будут представлены для обсуждения. Это отличная возможность для обмена опытом и получения новых знаний!